Москва. Россия

Правда о фотообоях

Прошлое, настоящее и будущее фотообоев, как одного из самых востребованных способов декорирования интерьеров..

Прошлое фотообоев

Непосредственно обои, рисовавшиеся вручную или печатавшиеся на ткани с помощью деревянных трафаретов, были известны еще до 1700 г.

Разумеется фотообои, о которых идет речь, не могли возникнуть раньше изобретения фотографии.

Вот, к примеру, самая вторая на свете фотография, зафиксированная в 1826 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nic?phore Niepce) на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта.
(Первая, полученная аналогичным способом с помощью камеры-обскуры в 1822 году, увы! не сохранилась)


Само понятие фотообоев появилось лишь в XX столетии.
Поначалу это были отпечатанные полиграфическим способом, большими тиражами, фиксированных размеров, на среднего качества бумаге среднего качества фотографии.
Может кто-то с ними сталкивался лично?
Бытует устойчивое мнение, что большой проблемой таких обоев были блеклость красок и нестыковка швов и размеров..

Промышленные и цифровые технологии, ворвавшиеся в нашу жизнь и в наш быт и, буквально в течение двух-трех десятилетий, преобразовавшие знакомый нам мир, не обошли стороной и элементы интерьерного дизайна.


Настоящее фотообоев

Появившиеся еще в середине XX века удобные и практичные материалы, такие как винил или флизелин, вступили в плодотворное содружество с цифровыми технологиями широкоформатной печати и различными видами красочных составов.

У меня, если честно, возникает ощущение, что даже само понятие "фотообои" несколько утратило свои четкие границы. Это не столько "большая фотография на всю стену", сколько "большое изображение".
Говоря о фотообоях сегодня, покупатель чаще всего подразумевает просто индивидуально изготовленное, качественно подогнанное, яркое или художественно обработанное изображение, будь то горный пейзаж или старинная карта, собственный портрет или дизайнерское граффити.

На сегодняшний день заказать изготовление оригинального комплекта фотообоев по размерам собственной стены - дело нескольких кликов в интернете и пары дней ожидания..

Хотя при таком богатом ассортименте материалов и цен.. Что выбрать?
А если действительно хочется получить индивидуальные, неповторимые фотообои, соответствующие только вашему интерьеру и душевному складу? И такие, чтобы через два-три месяца не поблекли, не отклеились, чтобы с них можно было смахивать пыль хотя бы сухой тканью или мягкой щеткой, не боясь их повредить..

Давайте разберем составляющие, из которых в итоге могут получиться максимально качественные фотообои для вашего интерьера.

Изображения для фотообоев, виды фотобоев, материалы и монтаж, наклейка на стену.

Проследим весь путь от цифровго изображения к фотообоям во всю стену, которые не день и не два будут находиться у вас на глазах, а значит должны аккомпонировать вашему внутреннему Я.
И, кроме того, должны быть практичными в эксплуатации и экологичными.

Изображение

Чаще всего это, конечно, фотография. Причем большая и качественная.

- "Вот у меня тут есть своя картинка, она на весь экран, может подойдет?"

Если ваше изображение - вектор, тогда все в порядке. Вектор можно пропорционально увеличить без потери качества. Векторные картинки  - это чаще всего рисунки, похожие на мультяшки, с ровно залитыми краской областями (сплошные цвета или плавные переходы из одного цвета в другой).
Расширения файлов обычно .ai, .cdr, .eps и т.д.

Если это именно фотография, то размер ее большей стороны в пикселях должен быть.. ну не меньше 5000, а вес в формате .jpg, .jpeg не меньше 5 Mb, а в формате .tiff и всех 50 Mb.
Соответственно понятно, что .tiff гораздо предпочтительнее, чем .jpg и иные возможные форматы сжатых фотографий.
Кстати, черно-белые фото обычно весят гораздо меньше, чем цветные.

- "А можно маленькую фотографию увеличить?"

В принципе можно. Не совсем, конечно, маленькую. Масштабы вы поняли)
При умелом обращении с прикладными программами можно либо несколько растянуть фотографию либо аккуратно применить к ней некоторые фильтры.
В первом случае может пострадать четкость фотографии, во втором - четкость сохранится, но мелкие детали будут слегка напоминать мазки кисти или что-то в этом роде.

По большому счету любую цифровую фотографию для печати фотообоев приходится либо увеличивать, либо обрабатывать и качество напрямую зависит от величины и качества исходника и мастерства дизайнера.

Материалы

Красители

Существует большое разнообразие красителей (чернил), на основе свойств которых и различается струйная широкоформатная техника.

Для интерьерной печати (в нашем случае печати фотообоев) существует четкий ряд требований, сильно сужающий список возможных расходных материалов:

- водные и пигментные чернила

Основа обоих видов чернил - вода. Это наиболее экологичные и фотореалистичные чернила для интерьерной печати.
Но пигментные чернила, при этом, являются гораздо более устойчивыми к УФ-излучению, влаге и механическим воздействиям. По своим эксплуатационным свойствам они близки к лазерной печати, а по качеству и диапазону цветопередачи - к водным.

- сольвентные чернила

Вернее только экосольвентные и биосольвентные, причем последние появились совсем недавно, анонсируются как абсолютно безопасные для человека, но используются еще довольно редко.
Соответственно все предыдущие поколения сольвентных чернил все-таки содержат некий процент вредного вещества циклогексанона, испарения которого нежелательны, если не опасны.
Цветопередача, светостойкость и устойчивость к трению и влаге - на высоте.
Многие студии, занимающиеся широкоформатной печатью нацелены в первую очередь на рекламную индустрию, менее требовательную к экологичности продукции. Они с удовольствием и вполне качественно изготовят для вас фотообои, если вы их попросите, но выбор остается за вами..

- УФ чернила

Ультрафиолетовые чернила относятся к новому поколению расходных материалов для струйной печати. С ними все хорошо - цветопередача, влаго- и светостойкость и т.д. После затвердения они абсолютно безопасны для человека, разве что могут некоторое время выделять безвредный, но неприятный запах.

Моя рекомендация - пигментные или биосольвентные чернила.

Носители

Да - носители, потому как назвать все разнообразие современных рулонных материалов для печати бумагами, в корне не верно.
Предлагаю рассматривать данные материалы с учетом того, что печать наших фотообоев производится с помощью лучших, выбранных нами чернил, так как они значительно улучшают эксплуатационные свойства носителей, например устойчивость к влаге и трению..



- фотобумага

Это действительно бумага. Со специальным покрытием для определенного вида чернил, но бумага. Качество картинки - великолепное. Можно подобрать поверхность, идеальную именно для вашей картинки - матовую, глянцевую или сатинированную. За счет разнообразия плотностей (толщины листа) и хорошей адгезивности (схватываемости) можно наклеивать не только на стены, но и на потолки.

Невысокая влагоустойчивость самого несущего слоя материала под покрытием и пигментом могут вызвать расширение и отслоение материала в помещениях с повышенной влажностью или сквозняками.
Наиболее дешевый вариант.

- виниловые и флизелиновые носители (ПВХ)

Хорошо нам известные в качестве обычных обоев материалы. Основа может быть разной - химически модифицированная целлюлоза (синтетическая бумага, прочная и влагостойкая) либо нетканный синтетический материал флизелин, тоже прочный и влагостойкий. Для нас эти материалы идентичны, так как покрытие у них одно - поливинилхлорид, практичный и безвредный материал.

Большое достоинство - разнообразие фактур поверхностей. Это и "песок", и "штукатурка", и "фреска", "лен", "холст" и др.
Цветопередача хорошая, правда на матовой поверхности несколько снижается контрастность и глубина темных тонов.
Есть значительный недостаток - несмотря на прочность нанесенного красочного слоя, на гладкой поверхности ПВХ легко остаются отпечатки пальцев, потертости и т.д.
Средняя ценовая ниша.

- холст

Отличное интерьерное решение. Натуральность материалов и красителей могут обеспечить абсолютную безопасность. Разнообразие структур (от грубого плетения до очень гладкого) и покрытий (матовые, глянцевые, полуглянец) дают великолепное качество изображения при соответствующем дизайне.
Стоимость фотообоев - подороже.

- полипропилен

Прекрасный материал. Влагостойкий и прочный. Несколько более тонкий, чем ПВХ или холст, что может потребовать более тщательной подготовки стены. Зато более легкий, что дает возможность наклейки не только на стены, но и на потолок.
Лицевая поверхность матовая, что немного гасит контрастность, но это свойственно всем матовым материалам.

В отличие от ПВХ, устойчив к отпечаткам пальцев и трению.
Минусом можно назвать слишком гладкую, почти глянцевую тыльную поверхность, что увеличивает время схватывания со стеной, но, в то же время, дает лишнюю возможность подвинуть или переклеить лист фотообоев.
В пользу его экологичности говорит то, что этот полимер используется в изготовлении пищевой тары, например контейнеров для еды или баночек для йогурта.
Средняя ценовая ниша.

- ткань (шелк)

Да, можно вернуься на пару столетий назад и отпечатать фотообои на шелке. Правда шелк на сей раз будет искусственным (чаще всего это 100 % полиэстер), но ощущение комфорта и роскоши останутся прежними, а эксплуатационные свойства улучшатся.
Цена фотообоев наиболее высокая, сравнимая с холстом.



Любой носитель, кроме шелка, фактурного холста или ПВХ, можно дополнительно защитить ламинацией. Помимо того, что ламинирование в разы увеличивает эксплуатационные свойства фотообоев (их можно будет протирать влажной тканью, а дети вряд ли смогут разрисовать такие обои маркером), ламинация листов фотообоев тоже может быть фактурной - под холст, под лён, под песок и т.д.

Может возникнуть одна сложность - ограничение размера. Так как очень большие или рулонные ламинаторы встречаются не часто.
Ну и цена таких фотообоев может увеличится более, чем в два раза.
Более щадящий вариант - покрытие фотообоев лаком, что повысит эксплуатационные свойства и светостойкость (если лак с УФ защитой).

Кстати, о цене.
Средняя стоимость квадратного метра фотообоев "под заказ" в Москве, например, на сегодняшний день колеблется в диапазоне от 900 до 2000 руб.


Монтаж, наклейка фотообоев на стену

Наклеиваются фотообои в целом также как и обычные.

Желательна максимально качественная подготовка стены - ровная, очищенная поверхность. Можно предварительно проклеить стену горизонтальными полосами обычной бумаги для выравнивания и улучшения схватываемости.

Для монтажа можно использовать любой качественный клей для тяжелых обоев, но лучше все-таки отдать предпочтение специальным спрей-клеям для фотопродукции.

При наклейке фотообоев важно не повредить поверхность, поэтому притирать к стене фотобои лучше через чистый лист бумаги или пленку.

Кстати, многие носители сегодня изготавливаются как в традиционном исполнении, так и в виде самоклеющихся материалов. Есть даже самоклеющийся холст.
Для монтажа таких самоклеющихся фотобоев нужна некоторая сноровка, но при ее наличии процесс может показаться гораздо проще.

Если фотообои напечатаны на материале, не дающем усадку (фотобумага, ПВХ, полипропилен), можно сразу после наклейки прорезать насквозь нахлесты швов по середине и, отделив по образовавшейся узкой вертикальной полоске от каждого листа, получить аккуратно наклеенные "встык" фотообои.
Чтобы при этом на лицевой поверхности обоев не остались следы клея, желательно использовать качественный прозрачный долгосохнущий клей. Либо печатать фотообои на самоклеющихся материалах.
Тканевые носители (холст, шелк) могут подсесть со временем на 1-2 мм., но этого будет достаточно, чтобы выделились швы, прорезанные "встык". Поэтому такие фотообои лучше оставить "внахлест".

Если фотообои отпечатаны на полиэстере (шелке), лучше их вообще не приклеивать, а натянуть на закрепленые сверху и снизу планки.

В любом случае всегда лучше обратиться к специалистам, как при наклейке фотобоев, так и на самой начальной стадии дизайна.
Профессиональная дизайн-студия предложит вам уникальные решения, вплоть до разработки коллажей, включающих в сюжет фотообоев элементы существующего декора вашего интерьера, текстуру мебельной обивки или сюжетные мотивы по вашим личным предпочтениям.


Будущее фотообоев

Как изменятся наши с вами фотообои посредством био- и нано-технологий, предугадать сложно.
Наверняка в недалеком будущем мы сможем наклеивать на стены супертонкие жидко-кристаллические пленки или что-то в этом роде, а затем с помощью пульта управления или просто голосом и жестами задавать чарующий видеоряд или пробовать собственное художественное мастерство на постоянно обновляемой поверхности..
На текущий 2014 год все немного проще)

Есть, например обои, которые с помощью серебряных красителей, формирующих особые кристаллы, блокируют радио-частоты и WiFi, соответственно.
Есть суперпрочные стекловолоконные антисейсмические обои, способные в какой-то мере удержать здание от деформации при землятресении.

А вот испанский концерн Think Big Factory анонсировал в 2013 году 20-ти процентную готовность технологии изготовления обоев, которые как раз и должны служить компьютерным интерфейсом и работать в связке с проекторами, веб-камерами и датчиками движения.
Вот мы уже и на 20 процентов ближе к нашей обойной утопии))

17.03.2019