Москва. Россия

Тональная / цветовая перспектива в фотографии

Глубину пространства на фотографии можно передать различными способами. Один из них - тональная перспектива.
Чем она отличается от воздушной, линейной и т.д. перспектив? Каким образом добиться ее присутствия на изображении и с какими видами перспектив ее можно совмещать для усиления выразительности снимка?..

Постараюсь ответить на все эти и многие другие вопросы относительно тональной перспективы.

Прежде всего не стоит путать тональную перспективу с воздушной.
Воздушная перспектива характеризуется наличием дымки на дальнем плане фотографии, особенно в пейзажных и панорамных снимках. Эта дымка размывает очертания удаленных объектов и действительно делает их менее интенсивными по тону (насыщенности цвета), но и только.

Тональная же перспектива, которую также можно назвать цветовой перспективой обязательно характеризуется разницей в тоне и цвете ближних и дальних объектов на изображении.
Воздействие тональной или цветовой перспективы на глаз человека основано на том, что более яркие, контрастные и теплые (красные, желтые и т.д.) тона и цвета воспринимаются человеческим глазом как более близко расположенные, чем размытые и холодные (синие, фиолетовые) оттенки.

Недаром основные предупреждающие сигналы светофора - красный и желтый. Они отчетливо выделяются глазом из общего фона и кажутся ближе, чем есть на самом деле.

Сравните две нижерасположенные фотографии. На первой - тон (насыщенность, контрастность и теплота цвета) дальнего и переднего планов одинаков и остров сливается с берегом.
На второй фотографии остров на переднем плане выгодно отделяется от берега уменьшением контрастности и насыщенности тона заднего плана и наличием в нем голубых (холодных) оттенков.

осень, остров на озере
осенняя природа, остров на пруду


При фотосъемке пейзажей и панорам хорошо дождаться такого освещения, когда передний план сюжета освещен солнцем, т.е. контрастен и решен теплыми солнечными тонами, а задний план перекрыт облаком, которое задерживает теплые тона солнечного спектра и добавляет объектам у горизонта холодных красок.

панорама Парижа с тональной перспективой


Причем этот прием (отделение переднего плана сюжета от заднего с помощью тональной / цветовой перспективы) можно использовать в любых жанрах фотографии - в портрете, натюрморте и т.д.
Достаточно только подчеркнуть сюжетный центр (передний план) насыщенным и теплым цветом, а расположенный далее фон сделать холодным и менее ярким.

Совет!
В пейзажной и панорамной фотографии тональная/цветовая перспектива отлично дополняется воздушной и прямой линейной перспективами. Иногда все эти виды перспектив сочетаются в сюжете сами собой за счет погоды и освещения. Иногда для одновременного их использования нужно дождаться определенного времени дня или погоды, найти нужную точку съемки.
Но если добиться этого "тройного" эффекта - ваш снимок будет максимально выразительным и уводящим в свою пространственную глубину.

Есть вопросы? Задавайте!)

17.03.2019