Москва. Россия

Мифы о полярике


Как-то наткнулась на мнение в одном уважаемом журнале, что мол "полярик вообще часто снимать не обязательно, с ним и все краски ярче"..



Припомнила, что кто-то из знакомых пытался использовать поляризационный фильтр в качестве защитного..
Основательно забытая теория поляризованного света заставила взять в руки камеру и начать эксперимент.

В чем же идея и смысл поляризационного фильтра?

Пронизывая пространство, световые лучи обычно совершают колебания в разных плоскостях.
Поляризованный свет - это когда световые лучи колеблются только в одной плоскости.
Это для общего понимания природы поляризованного света.

Поляризация происходит естественным образом в потоке света, отраженном от интенсивно отражающих, но неметаллических поверхностей, таких как стекло или вода.
Атмосфера Земли насыщена частицами, попадающими под это определение, поэтому мы и говорим, что чистое голубое небо является источником поляризованного света.

Когда же поляризованный свет от неба падает на любой предмет, то опять становится обычным неполяризованным.

Как работает поляризационный фильтр?

В переднем стекле светофильтра располагается поляризатор, который при повороте на определенный угол может поглотить весь или почти весь поляризованный свет.
Результат - фильтр поглощает поляризованный свет голубого неба (стекла, воды), оставляя без изменений свет, отраженный от всех других поверхностей.
В результате мы получаем красивую картинку с насыщенным "грозовым" небом.


 


Но!
Думаю всем хорошо известно, что подобного эффекта от поляризационного фильтра можно добиться только разместив ось объектива фотокамеры относительно направления солнечных лучей под углом около 90°.
Проще - когда "солнце сбоку")

Да, в таком случае мы получаем фееричные краски!
Но, вообще-то они фееричные лишь благодаря яркому свету и темному фону (небу).
Вспомним, что неполяризованный свет нашим фильтром никак не изменяется.


 

Соглашусь, может возникнуть ситуация, когда, после дождя, поляризационный фильтр уменьшает отражение от водяных капель, разбавляющее цвета пейзажа. В этом случае общие краски могут быть переданы на фотографии ярче.

Но во всех остальных случаях снимать полярик, конечно, стоит.
Хотя бы потому, что его затемненная поверхность будет заставлять вас пользоваться более длительной выдержкой.
Признаюсь откровенно - я сама пару раз использовала поляризационный фильтр в качестве нейтрального.
Собственный наглядный эксперимент убедил меня больше так не делать)

Фото сделано без фильтра


 

Снято с поляризационным фильтром


 

Как видно на фотографиях, солнце находится впереди, градусов на 20-30 с осью объектива.
Результат плачевный даже для фильтра B&W.
Фотография, сделанная с поляриком просто мутная. Пусть фильтр и не изменяет неполяризованный свет, но его конструкция не предназначена для фотосъемки в "контровом" свете. Не спасает никакая бленда.
Некоторые бюджетные фильтры имеют спад до одного стопа в сине-фиолетовой области, из-за чего фотографии будут выглядеть зеленоватыми. Иные могут негативно влиять на воспроизведение мелких деталей.
Поэтому даже в более безопасном положении "солнце сзади" поляризационный фильтр в лучшем случае не окажет никакого влияния на цвета пейзажа, но все-же заставит вас увеличить время экспозиции на 1-2 стопа.

Так что рекомендую пользоваться поляриком лишь для определенных целей в специфических световых условиях и не использовать его в качестве "усилителя цвета" или, тем более, защитного фильтра)

Всем удачной экспозиции!

Использованные материалы:
Дж. Уейд "Техника пейзажной фотографии",
Википедия


17.03.2019