Москва. Россия

Как передать белизну снега и льда на фото?

Конечно, в природе не существует ни белого ни черного, но человеческий глаз - сложный механизм и воспринимает цвета и оттенки в сравнении друг с другом. Поэтому мы обязательно видим в контрастных пейзажах что-то "самое черное" и "самое белое" и хотим увидеть то же на фотографии..



А вот на снимке передать правильную цветовую гамму довольно сложно.
Особенно, если фотографируемая сцена имеет большое количество цвета, близкого к нейтральному - белого, черного или серого. Любая погрешность в цветовой экспозиции очень хорошо видна на конечном снимке.

Практически во всех фотокамерах на сегодняшний день есть возможность регулировать цветовой баланс.
Это либо полноценная возможность устанавливать цветовую температуру в Кельвинах и измерять цветовой баланс освещения для конкретной ситуации и/или брекетинг, либо просто предустановки в настройках любительской камеры, такие, как "солнечное освещение", "облачность", "сумерки" и т.д.

Так вот наша задача при зимней фотосъемке снега в целом может быть сведена к двум главным действиям:

  • Отрегулировать цветовую температуру.

В большинстве случаев это небольшое ее повышение, относительно стандартной настройки - если мы хотим получить снег и лед на фотографии при дневном освещении не слишком синими или голубыми.
Для заснеженного пейзажа в лучах зимнего солнца значение цветовой температуры может быть где-то около 5650 К, если сцена затенена или время дня близится к сумеркам - температуру можно сдвинуть к значениям 5900 К, 6500 К и т.д.
Т.е. чем холоднее пейзаж, тем теплее должен быть цветовой баланс, чтобы передать естественную белизну снега или льда.

Для простых настроек фотокамеры можно воспользоваться переключателями "облачность", "тень", "сумерки" и т.д. - у кого какие настройки имеются.

Ну, можно, конечно, поэкспериментировать с брекетингом цветового баланса, если настройки фотокамеры это позволяют. Брекетинг - это автоматическая съемка камерой сразу двух, трех или более кадров при однократном спуске затвора. В зависимости от настроек каждый кадр будет отличаться от последующего небольшим сдвигом экспозиции или цветового баланса. Или и того и другого вместе)

  • Осветлить экспозицию.

При фотографировании снега, особенно в солнечный день в автоматическом режиме практически неизбежно получить недодержку экспозиции, в результате чего снег и вместе с ним весь снимок будет темным и невыразительным.
Почему это происходит?

Отражающая способность снега гораздо выше 18%. Это сказывается на невозможности процессора камеры или экспонометра самостоятельно просчитать необходимую экспозицию.
Практически во всех современных камерах, даже простых компактных есть возможность отрегулировать экспозицию - осветлить или затемнить получаемое изображение.


Для фотосъемки снега нам необходима коррекция в сторону осветления +0.3 - +1.5 ЕV. Это 1-3 деления на шкале экспозиции в зависимости от величины установленного шага.

Замер лучше использовать не центрально-взвешенный, а многозонный, если это предусмотрено функциями камеры. Или можно использовать точечный замер, делая его по средне-контрастной зоне снимка - лицо человека, предмет без выраженных белых или черных тонов.
 
Методом нескольких проб можно найти нужный шаг осветления экспозиции и полученные снимки сразу заиграют яркими и контрастными деталями.


Задача зимней фотосъемки заснеженных пейзажей и ледяных замков довольно сложна. С ней справится не каждая профессиональная фотокамера. Немного экспериментов с экспозицией могут позволить получить качественные зимние фотографии с использованием любой техники.

16.03.2019