- Правило первое и основное:
Штатив или устойчивая поверхность и съемка на автоспуске.
Со штативом все понятно - не слишком удобный, но действительно необходимый инструмент в работе фотографа в темное время суток. Можно увеличить ISO, скажете вы. Или в вашей камере есть супер современный стабилизатор изображения и опция "ночная съемка" (что, собственно, и есть по сути дела увеличение ISO до максимальных значений)..
Для простой любительской фотографии такой подход может быть оправдан, но если мы хотим получить кадр без лишнего зерна и хорошей резкости - штатив.. и точка!
В крайнем случае это может быть какая-то твердая неподвижная возвышенность - ступенька лестницы, парапет, столик уличного кафе и т.д.
В обоих случаях устанавливаем автоспуск. Даже не дыша, нажать кнопку спуска так, чтобы камера не отреагировала на ваше движение - практически не реально.
Автоспуск чаще всего используется для съемки "себя с друзьями" и есть во всех моделях фотоаппаратов, а в некоторых можно регулировать его длительность. 2-10 секунд вполне достаточно, чтобы камера "успокоилась" после вашей настройки экспозиции и "замерла" для снимка.
- Правило второе:
Настраиваем экспозицию.
Есть несколько общих рекомендаций для настройки экспозиции при съемке в темное время суток.
Выдержка - длительная, от 15 (1/15 с) и дольше. Значение ее может зависеть от желаемого результата и остальных настроек камеры. Если нам нужны протяженные огни фар и не слишком размазанные силуэты людей в одном кадре - значение выдержки лучше соблюсти где-то в районе 1 секунды.
Чувствительность ISO - при съемке со штатива или с неподвижной поверхности за чувствительность можно особо не переживать, хотя если это уже не сумерки, а довольно темная ночь, можно выставить значение около 400 - 800, чтобы не пришлось рисковать слишком длительной выдержкой и, при этом, не получить очевидного зерна.
Диафрагма - если затрудняетесь с ручными настройками, лучше оставить этот параметр на усмотрение самой фотокамеры, т.е. воспользоваться настройкой экспозиции "по выдержке".
Если открыты к экспериментам и хотите получить "совершенный" кадр, секрет прост - чем уже диафрагменное отверстие, тем длиннее и четче лучи стационарных фонарей и светильников. Т.е. начинаем со значения 8 и выше - 11, 16 и т.д.
Но увлекаться сужением диафрагмы не стоит, т.к. это опять же может отразиться на увеличении выдержки.
Цветовой баланс - можно оставить на автомате, а можно, при сгущении темноты и увеличении количества фонарей и ламп накаливания, поставить это значение "лампочка накаливания" в простых настройках, ну или охладить немного температуру в Кельвинах. Иначе снимок может получиться излишне желтым. Но обычно автоматические настройки современных фотоаппаратов вполне справляются с задачей.
- Правило третье:
Делаем дубли.
Так как правило третье по счету, значит не слишком обязательное, но все-же рекомендуем. Длительные выдержки вне помещения даже при съемке со штатива - это в значительной степени риск смазывания кадра от чего угодно. Порыва ветра, например, или вашего неосторожного движения, которого вы даже не заметите.
Лучше сделать несколько дублей на каждую настройку экспозиции и кадра, а потом удалить все лишнее. Благо, в современном цифровом мире мы не жертвуем при этом ни ценной пленкой, ни временем на проявку и печать)
Совет!
Слегка размытые в движении силуэты людей добавляют динамики и жизни ночным фотографиям, но если вы хотите полностью избавиться от толпы и сфотографировать только окружение, архитектуру и т.д. - это можно сделать с помощью ОЧЕНЬ длительной выдержки. 4 секунды, 8 и т.д. Все зависит от скорости передвижения людей, которых вы решили убрать из кадра.
Помните, что при этом стоящие люди останутся, а идущие очень медленно будут "одноногими"), и риск нерезкости возрастет многократно. Но есть шанс получить уникальные монументальные кадры и попробовать вполне стоит.
Необычные способы фотосъемки в темное время суток
Но сгустившиеся сумерки - это магическое время со своим настроением, динамикой, своей особой, иной жизнью!
Как передать эту магию в фотографии?..
Полагаю, что идей и вариантов для такой неисчерпаемой темы - множество.
Вот несколько из них.
Если будут еще интересные мысли, пишите в комменты, обсудим)
Режимное время
Здесь просто важно оказаться во всеоружии в нужное время в нужном месте - вот весь секрет)
Также можно воспользоваться уникальным положением всепроникающего источника света - солнца и поснимать окружающий мир в контровом свете. С такой точки
Делаем красиво
Следующий секрет тоже ни для кого особо не секрет.
Просто не стоит забывать о том, что можно заузить диафрагму и получить очень украшающие ночной снимок лучики фонарей.
Для этой фотографии дырка была 16.
Движение
Здесь уже приоткрываются те самые бесконечные горизонты творчества.
Понятно, что длительная выдержка (какая она должна быть - можно подсмотреть здесь) дает нам красивые линии, прочерченные проезжающими авто, например.
Но даже не слишком яркие движущиеся объекты могут придать фотографии ночную интригу и подчеркнуть идею движения. Если есть возможность, хорошо подсветить такие объекты вспышкой.
Если установить выдержку не супер длинной, где-то около 1/15-1/25 с., можно будет поиграться с интересным эффектом, когда движущиеся объекты, например, люди и машины еще узнаваемы, но за счет смазанных контуров передают идею движения.
А еще можно перемещать саму камеру.
В зависимости от длинны выдержки светлые области объектов будут оставлять короткие или длинные следы.
Так можно получить очень настроенческие, художественные фото.
Отражения
Благодарная тема для экспериментов и днем и ночью)
Можно искать привычные глазу отражения - фонарей в воде, предметов и зданий в витринах.
А можно поснимать более сложные планы через стекло с отражениями, например.
Конечно, очень украсит ночные снимки наше малое светило - Луна.
Вот здесь не стоит злоупотреблять выдержками длиннее секунды, иначе перемещение Луны отразится на фотографии в виде смазанного овала. Если захочется заснять ее траекторию в художественных целях, лучше уж тогда ставить выдержку на несколько секунд или даже минут.
Напоследок подскажу еще один эффектный способ ночной фотосъемки.
Результат этого способа - на заставке к разделу.
Идея в том, чтобы снять движущийся в темноте объект со вспышкой, но на довольно длительной выдержке (в данном случае было 1/25) и.. с проводкой. О том, что это такое - в новых статьях.
Если есть еще идеи или примеры - присылайте!
Удачных кадров!
16.03.2019