С прямой линейной перспективой, изображенной на этой фотографии ночного Парижа, мы вполне знакомы и сталкиваемся с ней буквально на каждом шагу, живя в городах с прямыми проспектами и высокими небоскребами. А знаете ли вы сколько всего существует видов перспектив?..
Всего этих видов восемь:
- Прямая линейная перспектива
- Обратная линейная перспектива
- Панорамная перспектива
- Аксонометрия
- Сферическая перспектива
- Тональная / цветовая перспектива
- Воздушная перспектива
- Перцептивная перспектива
Из них пять (!) используются в искусстве фотографии непосредственно и довольно часто.
Остальные могут иметь место в экспериментах или теоретических рассуждениях на тему композиции в фотографии.
Чаще всего мы, конечно, имеем дело с прямой линейной перспективой или иначе - пространственной. Причем она может быть как горизонтальной, так и вертикальной.
Остальные могут иметь место в экспериментах или теоретических рассуждениях на тему композиции в фотографии.
Чаще всего мы, конечно, имеем дело с прямой линейной перспективой или иначе - пространственной. Причем она может быть как горизонтальной, так и вертикальной.
Определяющими визуальными маркерами линейной пространственной перспективы являются границы самого прямоугольного фотоснимка. Относительно этих границ нам проще, чем в реальной среде увидеть схождение вертикальных или горизонтальных линий объектов, изображенных на фотографии и почувствовать глубину пространства, несмотря на то, что на самом деле это всего лишь толщина листа бумаги.
Геометрические законы прямой линейной перспективы были определены в живописи еще в XIV веке Амброджо Лоренцетти, а затем развиты и широко применены в Эпоху возрождения.
На практике же, например в архитектуре, законы перспективы использовали еще древние греки. Афинский Парфенон - яркий пример применения различных диаметров сечения в колоннах, углов и расстояний между ними для достижения визуально гармоничного восприятия всего здания в целом с высоты человеческого роста.
На практике же, например в архитектуре, законы перспективы использовали еще древние греки. Афинский Парфенон - яркий пример применения различных диаметров сечения в колоннах, углов и расстояний между ними для достижения визуально гармоничного восприятия всего здания в целом с высоты человеческого роста.
К счастью или наоборот, у нас с вами нет необходимости выстраивать на наших снимках точки схода и линии схождения. Мы фиксируем на фотографии эту геометрическую метаморфозу видимой реальности и сразу получаем готовый результат.
Задача фотографа заключается в том, чтобы получить уравновешенное композиционно изображение, удержав воображаемую точку схода перспективных линий в кадре. Причем расположение точки схода в самом центре снимка используется редко, так как воспринимается слишком "в лоб", не очень эстетично.
Хотя, с другой стороны, если размещение точки схода в центре кадра или вообще за его пределами подчеркнет основную идею или композиционное решение - карты вам в руки!
Хотя, с другой стороны, если размещение точки схода в центре кадра или вообще за его пределами подчеркнет основную идею или композиционное решение - карты вам в руки!
Есть одна тонкость в использовании горизонтальной линейной или пространственной перспективы:
так как мы привыкли читать слева направо, то размещение точки схода перспективных линий на фотографии левее центра будет придавать пространству динамику (увод взгляда за пределы кадра).
Если точка схода будет размещена справа от центра кадра - мы получим возврат движения к зрителю.
так как мы привыкли читать слева направо, то размещение точки схода перспективных линий на фотографии левее центра будет придавать пространству динамику (увод взгляда за пределы кадра).
Если точка схода будет размещена справа от центра кадра - мы получим возврат движения к зрителю.
Вертикальная линейная перспектива обладает несколько иными характеристиками. Это стремительные линии граней небоскребов или отвесных оврагов. Они одинаково динамичны и впечатление зрителя зависит обычно от уровня (высоты) точки съемки, взятой фотографом.
Меняйте высоту точек съемки почаще - снимайте от земли или с приподнятых уровней, и вы увидите как обогатится пространственное восприятие ваших фотографий.
Меняйте высоту точек съемки почаще - снимайте от земли или с приподнятых уровней, и вы увидите как обогатится пространственное восприятие ваших фотографий.
Фотографу важно помнить один важный момент - широкий угол объектива увеличивает, углубляет линейную перспективу, захватывая больше пространства по бокам кадра и уменьшая объекты, находящиеся в центре.
Телеобъективы, наоборот, "сжимают" пространство, "накладывают" объекты друг на друга в пачку близко расположенных планов. Для того, чтобы не получить раздражающую глаз однородную массу планов на фотографии, особенно важно не забывать работать с глубиной пространства (диафрагмированием) в настройках вашей оптики.
Чем более открытым будет отверстие диафрагмы объектива, тем более расплывчатыми будут планы, удаленные от точки фокусировки. Этим приемом можно компенсировать потерю перспективной глубины даже при съемке длиннофокусным объективом.
Телеобъективы, наоборот, "сжимают" пространство, "накладывают" объекты друг на друга в пачку близко расположенных планов. Для того, чтобы не получить раздражающую глаз однородную массу планов на фотографии, особенно важно не забывать работать с глубиной пространства (диафрагмированием) в настройках вашей оптики.
Чем более открытым будет отверстие диафрагмы объектива, тем более расплывчатыми будут планы, удаленные от точки фокусировки. Этим приемом можно компенсировать потерю перспективной глубины даже при съемке длиннофокусным объективом.
Совет!
Для практики и более четкого понимания пространственной перспективы - поэкспериментируйте:
поснимайте одни те же объекты с разного расстояния, но с одним и тем же фокусным расстоянием объектива.
Затем наоборот, с разным фокусным расстоянием, меняя дистанцию до объекта.
Затем попытайтесь, меняя оба параметра, сделать максимально похожие кадры и запомните результаты.
Этот опыт очень поможет вам впоследствии при выборе нужных параметров для получения определенного результата или при выборе объектива с фиксированным фокусным расстоянием.
Для практики и более четкого понимания пространственной перспективы - поэкспериментируйте:
поснимайте одни те же объекты с разного расстояния, но с одним и тем же фокусным расстоянием объектива.
Затем наоборот, с разным фокусным расстоянием, меняя дистанцию до объекта.
Затем попытайтесь, меняя оба параметра, сделать максимально похожие кадры и запомните результаты.
Этот опыт очень поможет вам впоследствии при выборе нужных параметров для получения определенного результата или при выборе объектива с фиксированным фокусным расстоянием.
Про остальные виды перспектив - в последующих выпусках.
16.03.2019
Блог
Все статьиФототуризм. Россия. Тутаев
На мой взгляд - один из живописнейших малых российских городков, где каменные и деревянные свидетели глубокой истории небрежно разбросаны по холмистым берегам Волги, среди древесных кущ и вьющихся тропок..Фотографировать этот еще хранящий дух купеческого быта кусочек земли российской - одно удовольс..
Фототуризм. Россия. Саратов
Еще издалека, с трассы Р158 (Нижний-Саратов) город выглядит солидно и многообещающе. Один из немногих красивейших городов России, славных не крепостями, а добротными торговыми традициями и купеческим характером..
Вот, вдали, линию неба смыкает с холмистой равниною едва видимая в дымке дл..
Фототуризм. Россия. Калязин.
Небольшой старинный городок Калязин в Тверской области громко знаменит своею затопленною колокольней посреди волжских вод Угличского водохранилища и легендами с нею связанными.
Но помимо колокольни и сохранившейся части старого города в Калязине есть прелюбопытнейшие места..
Но обо всем по-поряд..
Фотосъемка с мостов и шоссе
Особенно выразительно городской пейзаж во всей его динамике и драматизме можно запечатлеть в зоне основных артерий жизнедеятельности Большого Города - в районе его основных магистралей и проспектов.
Есть ли особые тонкости при фотосъемке городского или иного пейзажа в районе этих "горячих зон"? Ока..
Фотосъемка с проводкой
Как при фотографировании движения получить резкий четкий объект на смазанном фоне? Этот эффект не только красив, но и дополнительно подчеркивает стремительность движения. Хорошо если размытость фона имеет направление, соответствующее направлению движения..
Добиться эффекта размытого фона при ре..