Москва. Россия

Мотопробег Москва-Архангельск. Часть 1: В поисках деревянных мостовых


23 Август 2015.

Что-то всегда тянуло меня ровно по синей стрелке компаса..
Откуда взялась эта идея непременно разыскать живые северные деревянные мостовые? Не помню. Но, наконец, два дорожных колеса были оседланы и покатились туда, куда звала заветная синяя стрелка..


Сразу и с нетерпением поделюсь, что мои худшие ожидания, связанные с качеством дороги М8-Холмогоры не оправдались!!

Капитально отремонтированная трасса практически на всем своем протяжении радовала гладкой черно-белой свежестью и нереальными пейзажами.
В послевологодской глухомани возникало даже какое-то странное чувство. Как-то это мало совместимо - приятное ощущение европейского дорожного комфорта и родные сосново-березовые  пейзажи.
Вернуться в реальность помогало обилие мошки и вообще всякого рода насекомых.
Ну тут уже ничего не поделаешь, когда даже стекла встречных авто, брызгающихся омывайкой, не выглядят особо прозрачными..

Итак, в путь!

Путешествие Москва - Архангельск. Маршрут, достопримечательности, мнение.


Кстати, еще немного дорожной информации.
В основном для соратников-мотоциклистов, которым пока не довелось тюнинговать свой бензобак и для которых мысль "дотянуть бы до заправки" является вполне привычным атрибутом дальних путешествий.
Путь Москва-Вологда, даже Москва-Вельск не вызывает в этом плане особых переживаний, а вот дальше...
Дальше тоже все вполне цивилизованно и благополучно, если знаешь "Где?".
Просто приведу список координат встретившихся заправок. Вероятно, учтены не все, не учтены совсем аутентичные странного вида заправки, где нужно "нажать кнопку - вон там, со стороны дороги, чтобы загудело.."

Отдельно упомяну лукойловскую Баранку - целый заправочно-моечно-питательный комплекс под Вологдой, а затем буду двигаться от Вельска на север, к Архангельску. Координаты, конечно, могут иметь небольшую погрешность.

Заправки на М8-Холмогоры:
58.884025 40.192342 - лукойловская Баранка под Вологдой
Далее, от Вельска к Архангельску:
60.754194 42.037849 - Лукойл с "нажмите кнопку, чтоб гудело"))
61.67468 42.499539 - Роснефть
62.294529 42.896127 - Лукойл
62.691267 42.889893 - Лукойл
62.843167 42.744842 - Роснефть
62.917865 42.585588 - Роснефть
63.470667 41.777347 - Лукойл
63.736442 41.411571 - Роснефть
64.144455 41.621319 - Лукойл


И еще немного о дороге.
Вернее об отдыхе.
Можно, конечно, и за один перегон "отдубасить" 1200 км..
Мое же мнение - к чему так спешить?
Дорога - сама по себе славное удовольствие со множеством неожиданных открытий.
Да и в хвост тоже стреляют. Кое-где. Камерами..

Потому могу порекомендовать ночлег в расположенном практически на середине пути городке Вельске.

Вельск

Вельск называют "южной столицей Архангельской области". А регион уже относится к районам Крайнего Севера! Этот факт можно посмаковать несколько более вдумчиво и не торопясь.

Первый настоящий северный провинциальный русский город на моем пути..
Обитают люди здесь с XII века, возможно и раньше.
Место очень красивое, находящееся на слиянии двух северных рек - Ваги и Вели.
Вага долго будет сопровождать трассу М8, то появляясь, то исчезая среди сосен, берез и холмистых долин.
На Важскую пойму же выходит любимое место отдыха вельчан - Набережная улица и городской парк.
Координаты: 61.077314 42.118051

Официально главной достопримечательностью Вельска считается деревянная часовенка Кирилла Вельского, построенная на месте разрушенных Троицкого собора и каменной часовни.
Сейчас в этом месте сконцентрированы все необходимые атрибуты провинциального постсоветского города - площадь Ленина, улица Дзержинского, несколько классических особняков, монументальный кинотеатр и авангардный рынок добротной советской архитектуры.

Пройдет пара-тройка десятков лет и уже мало что останется от уникальнейшего эпохального микса, наблюдаемого сейчас в российских малых городах - смеси исконной деревянной архитектуры, сооружений советского периода и необратимых признаков дня текущего - разрухи и застройки.
Думаю, что последнее рано или поздно сотрет практически все, еще оставшееся от первого и второго.

А пока можно наслаждаться ролью живых свидетелей уникального промежутка истории и побродить по старому доброму городку Вельску.

А вот и первая находка!
Вот она - самая натуральная, самая деревянная и самая естественная для этих мест деревянная мостовая. Деревянный тротуар или, как называют ЭТО местные жители - мостки))
Ура! Задача выполнена, можно возвращаться в Москву..
Ну уж нет! Мое путешествие только началось, и началось так удачно. То ли еще будет дальше?!)))

Отдых.
Мной опробованы две недорогие гостиницы Вельска.
Вообще их тут хватает. Все-таки перевалочный пункт между Москвой и Архангельском. Хотя и своя собственная промышленно-общественная жизнь здесь не прокисает.

Гостиница Колесо - расположена на трассе М8, снабжена всеми удобствами, полноценным кафе, летней террасой, закрытой парковкой и грамотными консьержками, гордо обозревающими каждый уголок территории с пульта видеонаблюдения.
Вполне!)
Деревня Шиловская 52а.

Мини-отель Кают-компания - умилил!)) Просто умилил своим размещением в компактном жилом домике и претензиями на профессиональную звездность - вежливый и заботливый персонал, белоснежное белье, свежая вода в графине и приветственный пакетик Милфорда.
И в то же время - "Для завтраков у нас есть, конечно, меню.. ну а чего бы вы хотели?"
И при вас жарится аппетитная яичница с колбаской.
Оч славно!)
Ул. Революционная, 105.

Но пора бы уж приблизиться и к Архангельску!
За 60 км до города М8 расщепляется и в сторону Двины уходит дорога на Холмогоры, нынче село, а ранее город-столица Русского Севера, давший название автодороге. Ну как не заехать?

Рядом с селом Холмогоры находится село Ломоносово, откуда начал свой пеший пробег до Санкт-Петербургской Академии Михайло Васильевич.
На карте рядом.
На деле села разделяет паромная переправа, функционирующая раз четыре-пять в день.
На любителя, пожалуй. Или в другой раз..)


Архангельск

Сегодня Архангельск встречает своих южных гостей глобальными строящимися развязками и большепролетными мостами через Северную Двину.

Большой портовый и промышленный город, основанный по указу Ивана Грозного в 1584 году.

Вот в самом городе дороги напрочь смели ту комфортную тревожность, что навеяла чуждая родным местам гладенькая М8.
Хотя, пара-тройка центральных улиц уже тоже почернели свежим асфальтом, местами даже пока без разметки.
И строится город.. Строится. Начиная с речного фасада, с Набережной Северной Двины (так улица называется). Большие стеклянные торговые и офисные центры, граненая архитектура, городские кафе с щегольскими террасами, огромный новый собор с золотыми куполами и в лесах..

Ээ.. где же я тут буду искать деревянные "мостки"??

Но это, конечно, только первое впечатление от большого и полного контрастов города.

В Архангельске полно всего.
И исторической застройки, и пятиэтажек, и забавных памятников и радушных и общительных горожан.
Подробнее о всех достопримечательностях Архангельска расскажет Википедия (если ее оставят в живых). А я упомяну три основных, без селфи с которыми город покинуть никому и никак невозможно.

Это архитектурный символ города - Здание проектных организаций (64.5386 40.518259), стела Мыс Пур-Наволок (64.538778 40.508935) и музейный комплекс Гостиные дворы (64.538554 40.5118).

Под страшным секретом сообщаю - в главную достопримечательность Архангельска, здание "Карандаш" (здание проектных организаций) пока! можно попасть свободно. Здание населяют самые различные офисы. Если вдруг кто-то спросит, можно сказать, что вы на 16-й этаж починить мобильник.
А сами езжайте на последний, поднимитесь по лестничному пролету еще на этаж и - о чудо! вы в курилке, где просто обязана быть приоткрытой горизонтальная створка окна с восхитительным видом на центральную часть города, на Северную Двину, мосты и острова - путь для любознательного телеобъектива открыт!!!
Координаты: 64.5386 40.518259

Внизу прямой стрелой уходит вдаль "архангельский Арбат", улица Чумбарова-Лучинского или Чумбаровка, как ее здесь любовно кличут.
Улица-музей формируется уже давно. Медленно, частями, сквозь сложные годы политических и экономических кризисов восстанавливались кружевные деревянные домики, привозились из окрестных деревень и тоже восстанавливались другие, улица мостилась камнем и украшалась фонарями и бронзовыми скульптурками и вот уже перед нами предстает в своем практически окончательном виде, сама по себе являясь неотъемлемой архангельской достопримечательностью.

Да тут все достопримечательности - главные! Разве зима и лыжи не главная достопримечательность русского севера? Даже летом. Особенно в "лыжной лавке"))

И еще рекомендую зайти в пекарню, которая так и называется "На Чумбаровке" (пр. Ч-Лучинского, 29). Расстегаи с палтусом, пироги с лососем и сыром, калитки с облепихой и брусникой... нет не продолжаю, а то истеку слюной))


Ну и для полноты картины еще несколько примечательностей города.


Печальная шхуна Запад.

Перепробовавшая множество профессий от грузового и учебного судна до кинозвезды, шхуна, не найдя добротного административного плеча, сброшенная с баланса одного музейного учреждения и не принятая другим, тихо умирает на великолепной набережной Северной Двины, перед новеньким павильоном Северного Морского музея.
Координаты: 64.534292 40.515439


Памятник самоотверженному Тюленю.

Надпись: "О, сколько ты народа спас от голода и холода!"
Ну, друзья, здесь без комментариев.)


Памятник впередсмотрящему с загадочным лабиринтом.

Фигура адмирала Кузнецова рядом со старейшим морским учебным заведением страны, ныне Арктическим морским институтом, очень характерно вписывается в портовый пейзаж, а расположенный тут же, на берегу каменный лабиринт неопределенного назначения добавляет месту особого колорита.
Координаты: 64.552096 40.515358


Памятник Петру Великому.

Добрейшей души архангелогородцы!
Это ведь Петр задушил крупнейший северный торговый порт страны во благо развития и процветания своего детища Петербурга, запретив ввозить товаров более, чем необходимо «для прокорма населения».
А вот ведь памятник все равно поставили и любят!)


Архангельский ликеро-водочный завод АЛВИЗ.

Тоже достопримечательность. И здание и продукция.
Особенно хороши ягодные наливки и травяные бальзамы. Ударный продукт - бальзам Поморье, изготавливаемый по оригинальной рецептуре уважаемой архангельской бабушки, прожившей 101 год.
Координаты: 64.558533 40.519804


Танк Mark V.

Британский тяжелый танк времен первой мировой войны. Один из немногих, сохранившихся в мире, экземпляров. Заботливо укрыт обшарпанным и уже малопрозрачным пластиком, но жив!
Координаты: 64.544589 40.517729


Мосты Архангельска.

Город расположен на обоих двинских берегах и островах дельты и изрезан множеством рек и протоков. По большей части мосты, даже самые небольшие, заменены с деревянных на железо-бетонные и металлические.

Но сами по себе мосты являются неотъемлемой частью городских пейзажей, а среди них встречаются любопытные экземпляры.
Вот, например, мосты набережной Северной Двины. Их даже не сразу видно. Это мосты через водоотводящие каналы, превращенные в обычные улицы.
Координаты: 64.549595 40.514657
Этот мостик через водоотводящий канал примечателен еще и тем, что обычно является седьмым и последним по счету, через который непременно должны перейти молодожены перед обрядом венчания. Причем этот, седьмой мостик, жених преодолевает с невестой на руках, благо и церковь тут же, рядом)

А вот, например, настоящий понтонный мост!
Координаты: 64.590025 40.595775

Двухколесным братьям и сестрам на заметку:
Мотоциклистам и велосипедистам - нельзя!
Просто нельзя и все. И пешком тоже нельзя..
Остальным можно, но за деньги. Причем цена колеблется от сотни до нескольких тысяч рублей в зависимости от вида транспорта и количества груза.
Вот как бывает!)

В остальном Архангельск также колоритен и контрастен.
Еще живые или полуживые деревянные домики соседствуют с новостройками, одиноко разрушаются или подкрашиваются вкупе с "типовыми" деревянными соседями.
А в Соломбале можно неожиданно наткнуться на некое подобие амстердамских каналов со множеством частных суденышек, "припаркованных" к высоким набережным речки Соломбалки.

Что же с деревянными мостовыми?
Конечно они нашлись.
Все еще попадаются повсеместно и абсолютно естественно. Заботливо подновляемые, но размещаемые все на тех же специально существующих деревянных закладных, пугающие своей непрочностью летом и скользкостью зимой. Но радующие, к сожалению, немногочисленных в этих краях туристов.
Это неотъемлемая часть жизни русского Севера.
Милая девушка из туристического центра на Чумбаровке спросила, широко и с недоумением открыв свои голубичные глаза: "Почему туристы так интересуются деревянными тротуарами? У вас в Москве что, их нет?"


Продолжение следует.

Иллюстрации в хронологическом порядке:





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.03.2019